Общественное Движение Психологической помощи населению

Для детей и подростков

В нашем центре большой выбор нейропсихологической, психологической и психотерапевтической помощи детям  и подросткам. Опытные специалисты, высокий профессионализм, деликатный и комфортный стиль общения.  Эффективная помощь и поддержка  даже в самых сложных случаях. 

Подробнее

Для взрослых

Нейропсихологическая помощь для взрослых актуальна и востребована не менее, чем детская. Индивидуальный подход и программа реабилитации на основе анамнеза и результатов диагностики. Психотерапия. Психологическое консультирование.

Подробнее

Почему ребенок испытывает трудности при овладении письмом и как ему можно помочь? Нейропсихологический подход к проблеме.

 

Часто, приводя школьника на нейропсихологическую диагностику, среди первых   жалоб родители называют  трудности, связанные с обучением письму и в дальнейшем с  письмом в целом. С точки зрения нейропсихологического подхода, письмо представляет собой сложную функциональную систему, где работа каждого определенного участка мозга выполняет свою специфическую задачу.

Для преодоления данной проблемы ребенка, необходимо прежде всего выяснить, какой из  компонентов этой системы дефицитарен или недостаточно сформирован  и  понять, какое звено пострадало первично, так как оно закономерно порождает  другие вторичные по отношению к нему  неполадки (вторичный дефект) и какие в итоге компенсаторные перестройки в работе мозга они вызвали.

Если страдает какой-либо компонент в функциональной системе, то он тормозит нормальное развитие функции и адаптацию ребенка, так как  не происходит автоматизации формируемого  навыка или он сильно задерживается. Любая не автоматизированная функция является весьма энергоемкой и тогда у человека не хватает энергетических ресурсов на все звенья системы. Постоянно происходит энергетическое обкрадывание.  В последствии по мере взросления дефицит энергетической составляющей приведет к проблемам в обучении, затем в подростковом возрасте к психологическим особенностям (трудностям), и в заключении проявится  в виде телесного (психосоматического) заболевания. Это могут быть гипертония, астма, язва желудка, нейродермит, энурез и целый ряд заболеваний данного спектра. 

Нейропсихолог знает, какие функции  связаны друг с другом,  и применяет эти знания при диагностике и далее при  составлении абилитационной нейропсихологической программы. Например, если у ребенка диагностируется слабость переработки слуховой информации, то ошибки мы увидим не только в письменной речи, но и везде, где участвует слуховой компонент – в назывании действий, предметов, в восприятии слов  с голоса и как следствие этого в слухоречевой памяти и т.д.

При овладении письмом у дошкольников и первоклашек  написание слов происходит с опорой на образец, на вспоминание образов знакомых слов, на артикуляцию. Это значит, что зрительные, зрительно-пространственные, моторные, слуховые функции должны быть сформированы в достаточной степени, чтобы обеспечить ребенку правильное выполнение данного действия. Плюс к этому необходим достаточный уровень активации, то есть маленький ребенок не должен быть усталым или напротив чрезмерно возбужденным. Также в определенной степени в соответствии с возрастными нормативами должна быть сформирована функция программирования и контроля, которая в норме созревает окончательно позднее всех остальных функций.

У ребят средней и старшей школы  изначально такая развернутая система письма  по мере обучения претерпевает трансформацию. Ученики старших классов  имеют достаточно  большой диапазон знакомых им слов. Это значит, что роль звукового и кинестетического анализа у них сокращается. Также сокращается произвольный контроль, например при поддержании одинаковой величины букв и их наклона. Основная нагрузка при письме в этой возрастной группе падает на смысловое содержание письменной речи. Хотя при утомлении и любом затруднении, например при   встрече с незнакомым словом, слуховой и кинестетический анализ включаются вновь. Нередко можно увидеть в таком случае, как ученик отрывает голову от листа и проговаривает неизвестное слово прежде, чем его написать.

Давайте разберем, как меняется структура письма при овладении письменной речью и когда это действие уже автоматизировано.

- изначально при овладении письмом  происходит повышенная активизация всех систем, участвующих в движении  – напрягаются не только кисть и предплечье, но и плевой пояс вместе со всем корпусом. При автоматизации навыка  активация данных систем становится оптимальной, то есть активизируется лишь тот минимум движений, который необходим для письма.

- изначально при овладении письмом, все смысловые и технические операции подлежат усиленному контролю со стороны определенных зон коры мозга. При автоматизации зона произвольного коркового контроля над техническими операциями передается другим структурам мозга и основную энергетическую нагрузку несут лишь смысловые операции.     

- при обучении письму процесс написания  представляет собой поэлементные действия. Нужно помнить и применять знание о том, как требуется правильно расположить тетрадь, держать ручку, найти место, куда ее нужно поставить и как оперировать ручкой при написании (верх, низ, поворот, размер элементов букв и т.д.). При автоматизации данные единицы решения укрупняются, единицей решения становится не элемент, а целое слово.

- при овладении навыками письменной речи  ребенок моментально устает уже при написании  первых строк, так как эта операция чрезвычайно энергоемка. При автоматизированном письме техническая сторона письма требует  уже гораздо меньше внимания, то есть энергозатраты на данное действие  значительно снижаются  и появившийся энергетический «люфт» можно потратить на решение языковых и орфографических задач письменной речи.

Таким образом, на нейропсихологической диагностике при жалобах мамы на  письменную речь, нейропсихолог обращает внимание на актуальное состояние следующих функций:

  1. Переработка слуховой информации. Как происходит восприятие слов и предложений – фонематический анализ, переход звучания слова к его значению, запоминание на слух.
  2. Переработка кинестетической информации. То есть переработка ощущений от двигающихся органов. Ребенок сначала повторяет  слово  шепотом для себя, а потом его пишет. При этом происходит уточнение и соединение звукового состава слова с данными кинестетического и фонематического анализа.
  3. Переработка зрительной информации. Переход от звука к букве формирует зрительный образ буквы или знакомого слова. Здесь участвуют зоны левого и правого полушария,  требующие к слову сказать, еще и  функциональной сформированности межполушарных взаимодействий. Здесь можно определить стратегию переработки зрительной информации – лево или право-полушарная стратегия.
  4. Переработка зрительно-пространственной информации. Как ребенок ориентируется на тетрадном листе, удерживает ровную строку, сохраняет правильный размер и наклон букв и т.п.
  5. Серийная организация движений. То есть двигательное (моторное) программирование графических движений. Написание букв и слов представляют собой серию движений, которые выполняются по  определенной моторной программе. Если она не сформирована, то ребенок пишет  медленно и с ошибками в элементах письма.
  6. Программирование, реализация и контроль произвольных действий. Насколько ребенок  способен программировать действия  для письма, удерживать внимание в процессе письма, оттормозить побочные раздражители, то есть насколько в целом может удерживать  стойкую программу и полноценно реализовать  сложный функциональный ансамбль письменного действия.         
  7. Поддержание оптимального уровня активации мозга при письме. Если это звено недостаточно, ребенок может быть гиперактивен или наоборот вял в ходе выполнения письменного действия. Одно из проявлений несформированности данной функции – высокая утомляемость.

Из приведенного выше можно понять, насколько важно показать ребенка нейропсихологу хотя бы один раз. Ведь перечень  проблем, которые озвучивают родители в качестве повода обращения к нейропсихологу,  зачастую занимают целый лист. Для того, чтобы разобраться в этой многоликой картине детских трудностей недостаточно быть просто психологом. Необходимо иметь специальное образование – клинический психолог (нейропсихолог). Полтора десятилетия назад «найти» практикующего детского нейропсихолога было не очень просто даже в Москве. Сейчас в Москве эта проблема решена, правда к сожалению, как обычно возник целый ряд «перекосов». Нейропсихологических центров сейчас в Москве не меньше, чем салонов красоты. Далеко не все они работают одинаково качественно. Будьте внимательны при выборе нейропсихологического центра, так как коррекционная работа с нейропсихологом довольно затратна во всех значениях этого слова,  и нужно стремиться на выходе получить максимально возможный положительный результат.

Не оставайтесь со своими трудностями один на один. Не ругайте детей почем зря, они порой бывают «без вины  виноваты». Многие проблемы вполне решаемы, главное вовремя обратить на них внимание и начать действовать.

Екатерина Лебедева, руководитель центра, клинический психолог.  

 

Психологический клуб

Наш Психологический Клуб по-прежнему работает для Вас . Мы продолжаем обсуждение актуальных тем, которые были выявлены  по результатам проведенного тестирования. Записываем для Вас видео-ответы на заданные нам вопросы. Присылайте их  на адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Подробнее

Внимание!

Прием нейропсихолога и психолога по предварительной записи.

8 903 757 4642    8 925 589 4462

На прием нужно принести заполненные анкету №1 и №2

СМЕННАЯ ОБУВЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!