Общественное Движение Психологической помощи населению

Для детей и подростков

Нейропсихологическая диагностика ребенка проводится в присутствии родителей и длится около 2-х часов ( иногда более), в зависимости от возраста ребенка

Подробнее

Для взрослых

Нейропсихологическая помощь для взрослых актуальна и востребована не менее, чем детская. Предлагается в качестве занятий, которые можно посещать. Есть предварительная запись

Подробнее

В последнее время проблема леворукости стала довольно частой темой различных публикаций и телепередач, но к сожалению профессиональный разговор о многих особенностях этого явления так и остается «за кадром». Ведь важно знать, с какими трудностями сталкиваются дети-левши и их родители? Как преодолеть эти трудности? А для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо понять, что же такое феномен левшества вообще. Существует ли специфика в работе мозга левшей? Каковы механизмы возникновения особенностей развития детей-левшей? Как установить наличие этого феномена у человека?

В реальности есть несколько видов левшества, принципиально разных по своему происхождению, а следовательно только зная эти различия, можно грамотно подобрать профилактическую и развивающую программу для ребенка. В основном различают естественное генетически передаваемое левшество и леворукость. Первое значит, что ведущую роль в работе мозга берет на себя правое полушарие и это соответствует определенному устойчивому типу работы нервной системы и в первую очередь головного мозга.
Леворукость – предполагает активное использование левой руки временно или навсегда. Причиной этого явления может быть родовая травма, особенности развития и даже воспитания. По мере роста ребенка и активизации работы левого полушария в таких случаях может произойти «волшебное превращение» левши в правшу.

Часто можно услышать выражение «скрытое левшество». Важно знать, что такого феномена в природе не существует. Если все же вам будет «вынесен подобный приговор» можете смело отправляться на поиски более квалифицированного специалиста, предварительно задав ему вопрос типа «От кого же все-таки скрыто левшество вашего ребенка?».
Итак, на то, какая рука (глаз, ухо, нога ) у человека проявлена, как ведущая, влияет головной мозг. Правой половиной тела управляет левое полушарие мозга. Левой, наоборот, правое. Каждое полушарие имеет свои особенности и несет определенные функции. Хотя в работу мозга одновременно включены зоны правого и левого полушария и постоянно происходит обмен информации между ними. Это называется межполушарные взаимодействия. Однако можно сказать, что левое полушарие больше отвечает за чтение, письмо, логику, счет, речь, движение. Оно обращено и ориентировано на внешний мир. Восприятие информации из окружающего мира пошаговое, последовательное. А правое – за восприятие и узнавание лиц, цвета, форм, образное мышление, музыкальность, оно заведует эмоциональной оценкой окружающего мира. Одновременная обобщенная информация, эмоционально окрашенная, но с позиции «моей» точки зрения.

Поэтому считается, что левши склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным; левши более мечтательны и часто острее воспринимают проблемы; мыслят образами, вникают в проблему быстрее, поиск решения ведут интуитивно, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, леворукие часто отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, очень хорошо проявляют себя в искусстве.

Если ваш ребенок левша?


Ваш ребенок левша. Пока он маленький он всегда в семье самый любимый и ему все прощается. Конечно, у него есть свои причуды. Что-то он делает с удовольствием, а что-то – не заставишь никакими «карательными мерами». Когда он ходил в детский сад, вы и не особенно старались добиться от него выполнения своих требований. Сделал — хорошо, нет — сделает завтра, а вообще-то легче сделать это самому вместо него. Но наступит момент, когда он должен будет шагнуть в открытый мир, и вам придется отпустить его руку. От того, насколько успешным и комфортным будет этот шаг, во многом будет зависеть весь его дальнейший путь.
Остановитесь и всмотритесь в сво¬его ребенка не предвзято, как бы со стороны. Что он умеет? Что получается хорошо, а что плохо, даже при всем старании? Что из его поведения явно выделяется по сравнению со сверстниками?

Порой вы чувствуете, что ваши усилия уходят в песок, а результат - слезы, нежелание учиться, испорченное настроение.

Не торопитесь ругать ребенка! Ведь вам тоже не нравится делать то, что не очень-то получается, и вы, как можете, избегаете этого, но по-своему, по-взрослому. Это ваш ребенок и ваш долг протя¬нуть ему руку и помочь стать самым лучшим. Главное, вы должны понять: что-то сдерживает ребенка. Он ведь не про¬сто так не может освоить таблицу умножения, неловок, задевает за все углы, роняет ложку за завтраком, никак не справляет¬ся со шнурками, неоправданно агрессивен или замкнут.

Все люди — разные. Но все они были детьми, и каждый прошел свой особенный путь от рождения до зрелости. Речь, внимание, память, движение, мышление, эмоции рождается, развивается и стареет вместе с нами. Формирование их растянуто во времени. Причем одни функции окончатель но созревают уже к 3—4 годам, а другие приобретают завершенный вид лишь к 12—14. Пониман ие этого обстоятельства является определяющим для правильного подхода к решению проблем вашего ребенка.

В последнее время большое внимание уделяется детям с уже проявившимися способностями к тому или иному виду деятельности. Но не менее важно понять медленно развивающихся детей, изучить причины отставания, помочь им. Иногда хочется махнуть рукой: «Тупица, лентяй», и убедить себя, что « не повезло в жизни с ребенком». А он растет и развивается, но его особенность в том, что происходит это несколько медленнее, чем хотелось бы, или совсем иначе, чем у других.

Если налицо пренебрежение, отвержение или безраз¬личие, высоких результатов, как в спорте, ожидать не приходится. Кроме того, отставание в познавательной сфере неизбежно повлечет изменение в сфере интересов, потребностей и выражения эмоций.

И не стоит потом удивляться, что ребенок бьет окна и взрывает гараж во дворе, курит и не реагирует на ваши разумные доводы, если с раннего детства вы отмахнулись от его явных трудностей.

Дефектологи, логопеды и психологи, консультируя таких детей, часто говорят о задержке темпов речевого и интеллектуального развития, вследствие чего они с трудом усваивают азбуку, счет, долго не могут научиться читать и писать, неадекватно себя ведут. И почти в каждом случае это результат того, что пропустили родители, не заметили воспитатели, не поняли учителя. Часто это происходит из-за кажущейся важности других проблем, а иногда и от некомпетентности специалистов. Но разве может быть что-нибудь важнее судьбы собственного ребенка?

Большую часть таких случаев составляли и продолжают составлять дети-левши. Сегодня эта цифра возросла за счет накопления у детей случаев леворукости, обусловленной, преж¬де всего резким увеличением различного рода родовых травм.

Наука достаточно медленно накапливает и анализирует факты. Психическое развитие левшей — одна из важнейших и сравнительно мало разработанных проблем в пси¬хологии, и педагогике. Наиболее полно и последовательно эта проблема рассматривается в нейропсихологии.
До недавнего времени многие детские трудности были просто необъяснимыми, а то, что не понималось, — игнорировалось. И дети часто оказывались беспомощными, оставались один на один со своими недетскими про¬блемами. Ведь их взрослому окружению никто не объяснял, что стоит за явно неблагополучным «фасадом», как можно и нужно влиять на развитие такого ребенка.

Проведённая нейропсихологическая диагностика позволяет разработать коррекционные программы, способствовать более мягкой адаптации детей-левшей к внешнему миру. При правильно выполненных занятиях, они очень скоро догонят, а то и перегонят своих сверстников.

Для помощи им требуется специальный комплекс программ, направленный на развитие различных сторон психической деятельности с учетом особенностей работы их мозга.
Этим детям требуется также особый подход со стороны педагогов и родителей. Многолетний опыт внедрения методов нейропсихологической диагностики профилактики и коррекции, показывает, что особенности психического развития детей могут быть вполне благополучно скомпенсированы. Эффективность этого процесса, естественно, возрастает при междисциплинарном взаимодействии нейропсихолога с логопедами, психотерапевтами, школьными психологами и активной включенности родителей.
Какие проблемы возникают у детей левшей при освоении учебной программы?

Вся система образования и весь социум в нашей стране ( и в Европе и в Америке) рассчитаны на праворуких. Обучение письму, грамоте предусматривает жесткие требования - класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д. Это мешает детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит искажение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” “З” «Я» «К» «В», “6” «3» “9”, т.д.) Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением возникают проблемы. Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков. Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал. У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать взрослым - учителям, воспитателям, родственникам! Рукость нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство в работу мозга, тем более в раннем возрасте приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет. И бороться с ними будет очень сложно не только специалистам, но и самому ребенку.

Не надо стараться подогнать ребенка под общеизвестные правила: пусть он делает все той рукой, какой ему удобнее. Лучше при рисовании, игре давать ему игрушки в обе руки, развивая и правую и левую. Вопросы переучивания решаются только специалистами и в более позднем возрасте.

Часто у детей-левшей, которых упорно переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы. Признаками этих нежелательных явлений могут быть:
- Нарушения сна
- Нарушения аппетита
- Головные боли
- Боли в животе
- Страхи
- Дневной и ночной энурез
- Заикание
- Тики, навязчивые движения
- Повышенная возбудимость, раздражительность
- Укачивание в транспорте
- Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
- Длительное беспокойство, неусидчивость
- Вялость, заторможенность
- Ухудшение зрения
- Бронхиальная астма, аллергические реакции

Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.
Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.

Интересное
Английские ученые утверждают, что левая половина человеческого лица является более выразительной, так как правое полушарие, ответственное за эмоциональную сферу деятельности управляет левой половиной тела. Возникает интересная закономерность. Чем больше человек фальшивит при выражении чувств, тем сильнее различается мимика правой и левой половин лица. Таким образом, мерилом истинности эмоций служит "симметричное" их выражение. Жаль лишь, что "фальшивая" мимика трудно различима на обычный взгляд, четко различить ее возможно с помощью компьютера по специальной программе.

 

Екатерина Лебедева

____________________________

"Вечерняя Москва" 2007 г.

 www.neuro-psychol.ru Ссылка на источник обязательна

 

Психологический клуб

Встречи Психологического Клуба "Познай себя " Мы продолжаем обсуждение актуальных тем, которые были выявлены нашими специалистами по результатам проведенного тестирования.

Подробнее

Внимание!

Диагностика проходит по адресу Москва, Ленинский пр-т д.42 корп.1, 3-ий этаж, каб 13-33 (вход по предварительно заказанным пропускам).